Системы кондиционирования магазинов, торговых помещений
- Требования к системам кондиционирования
- Почему важно правильно выбрать кондиционер для магазина
- Виды кондиционеров
- Определяемся с ценой на кондиционер для магазина
- Что лучше инверторные или неинверторные кондиционеры для магазина
- Кондиционирование бутика
- Микроклимат небольших торговых залов
- Кондиционирование и вентиляция многофункциональных ТЦ
Помещения магазинов должны быть оборудованы системами кондиционирования и/или вентиляции с побуждением механического типа. Объём притока воздуха должен быть на 100% компенсирован вытяжкой. При кондиционировании торговых площадей необходимо учитывать нормы СНиП 2.04.05-91.
"ИНТЕХ-Климат" готова реализовать профессиональные решения по климатическому и другому инженерному оборудованию. Выполним полный цикл работ "под ключ": проектирование, подбор, поставка, монтаж и обслуживание.
Звоните сейчас:
В процессе расчета кондиционирования воздуха (как и при расчёте вентиляции) количество людей определяется исходя из общей площади торгового зала:
- для рынков, мебельных, музыкальных, книжных, спортивных, ювелирных магазинов, а также мест продажи электро- и радиотоваров, сельских магазинов — 3,5 м2 на одного человека;
- для прочих непродовольственных/продовольственных магазинов — 2,5 м2 на одного человека.
В магазинах с различными торговыми залами проектируют отдельные системы кондиционирования для каждого зала.
Магазины, находящиеся на первых этажах административных, жилых и пр. зданий, должны обладать автономными системами вентиляции и кондиционирования, не зависимыми от соответствующих системы этих зданий.
Рециркуляция воздуха разрешена в торговых залах магазинов, за исключением залов с химическими, синтетическими, прочими пахучими веществами, горючими жидкостями. При повторной циркуляции наружный воздух подаётся в объеме от 20 м3 на 1 человека (за 1 час).
Также для поддержания комфортных температурных условий помещения должны быть оборудованы тепловыми завесами. Это касается:
- тамбуров входов/выходов для покупателей на объектах с торговой площадью свыше 150 м2 (рынки — более 600 м2) при температуре (расчетной) внешнего воздуха в холодный период года ниже -15°С;
- ворот в разгрузочных зонах продовольственных, а также непродовольственных магазинов с торговой площадью свыше 1500 м2 при расчетной температуре внешнего воздуха в холодный период года ниже -15°С.
Требования к системам кондиционирования
В большинстве крупных торговых центров системы отопления, вентиляции и кондиционирования объединены друг с другом. В здании размещают мощные вентиляционные системы, имеющие секцию нагрева и охлаждения, способные раздавать воздух в помещения по воздуховодам.
Часто роль вентиляционной установки в ТЦ играет крышный кондиционер (руфтоп). Он отличается от приточной установки тем, что оборудован моноблочной холодильной машиной. Крышный кондиционер способен забирать воздух из помещения, а затем охлаждать или нагревать его и подавать обратно.
В «руфтопе» к обрабатываемому воздуху подмешиваются свежие уличные воздушные массы. Их объем рассчитывают исходя из санитарных норм:
- 20 м3/ч на каждого посетителя.
- 60 м3/ч на одного сотрудника ТЦ.
Суммарный объем газа (80 м3/ч) выбрасывается из помещений на улицу, что позволяет поддерживать баланс воздушных масс.
Летом крышный кондиционер охлаждает воздух благодаря фреоновому контуру, а зимой – обогревает при помощи газового или водяного калорифера.
Часто вместо крышных кондиционеров устанавливают приточную вентиляцию с секцией водяного охлаждения и нагрева. Для отопления помещений в секцию нагрева поступает горячая вода (90-130 градусов) из котельной. Охлажденная жидкость (7 градусов) транспортируется из холодильной машины.
Почему важно правильно выбрать кондиционер для магазина
Главная особенность торгового помещения магазина продуктов – это наличие в нем разного рода холодильников. Для сохранения продуктов используют горки, лари, шкафы, витрины, и все они с возможностью охлаждения воздуха. Обычно это оборудование конструктивно схоже с простым холодильником: в нем компрессор и испаритель собраны в одном корпусе.
Таким образом, в процессе охлаждения товара внутри холодильника происходит выброс тепла от компрессора в торговый зал, в котором температура растет. Соответственно, с ростом температуры в торговом зале холодильник работает еще интенсивнее, а компрессор выделяет еще больше тепла. Чтобы разорвать этот замкнутый круг, нужно устанавливать кондиционер для магазина.
Виды кондиционеров
Для охлаждения крупного магазина или универмага вариант использования настенного кондиционера является неприемлемым. В помещениях большой площади охлажденный воздух будет распределяться неравномерно. В данном случае лучше всего использовать канальный, потолочный кондиционер или мульти сплит-систему с внутренними блоками кассетного типа.
Канальные кондиционеры
При использовании канального кондиционера распределение воздуха по помещениям осуществляется по системе воздуховодов, которые размещаются под подвесным потолком. С помощью воздуховодов можно подавать охлажденный или нагретый воздух в двух, трёх, пяти, десяти и более местах, при необходимости распределяя его сразу на несколько помещений. Таким образом, в некоторых случаях использование одного кондиционера канального типа позволяет решить задачи как вентиляции, так и кондиционирования. Единственный минус «канальников» - они стоят немного дороже других сплит-систем.
Плюсы системы:
- эстетичность: ее не видно за подвесным потолком
- одна система может одновременно кондиционировать две-три комнаты
- есть возможность подачи свежего воздуха с улицы, т.е. система решает также вопрос вентиляции
Минусы системы:
- работа системы только в одном режиме (охлаждение или обогрев) для всех помещений
- занижение потолков
- затраты на воздуховоды с решетками и монтажные работы
Кассетные кондиционеры
Кассетные кондиционеры также монтируются на потолке. Кассетные кондиционеры направляют охлажденный или нагретый воздух горизонтально вдоль потолка сразу по четырём направлениям. Многие современные модели позволяют регулировать силу воздушного потока каждому направлению отдельно, что позволяет равномернее распределять воздух по помещению. Размещается такое оборудование в центре торгового зала, благодаря чему кассетный кондиционер в магазине поддерживает максимально ровный температурный фон.
Плюсы системы:
- эстетичность: незаметность системы под подвесным потолком
- элегантный дизайн лицевой панели
- равномерный воздухообмен в помещении
- возможность подачи свежего воздуха
Минусы системы:
- занижение потолков
Настенные кондиционеры
В небольших магазинах можно использовать настенные кондиционеры. На сегодняшний день это самый распространённый тип кондиционера, её выпускают абсолютно все существующие производители климатического оборудования. Правда стоит помнить что с помощью одной сплит-системы качественно можно охладить только одно помещение - на два, или тем более три, её уже не хватит.
Плюсы системы:
- простота конструкции
- компактность
- высокая эффективность
- низкий уровень шума
- быстрая и легкая установка
Минусы системы:
- одна сплит-система может охладить только одно помещение, для установки нескольких помещений нужно несколько сплит-систем, следовательно несколько наружных блоков
Потолочные кондиционеры
В магазинах-«стекляшках» и других магазинах, стены которых не приспособлены для крепления настенных внутренних блоков, а подвесного потолка нет, используют потолочные кондиционеры. Как следует из названия, крепятся эти кондиционеры непосредственно к потолку, и направляют поток охлаждённого воздуха горизонтально вдоль потолка – в противном случае, из-за высокой мощности воздухопотока людей, находящиеся в непосредственной близости от кондиционера, может "просквазить".
Плюсы системы:
- потолочные кондиционеры обладают высокой охлаждающей способностью и равномерно распределяют воздушный поток на большой площади, благодаря чему отсутствуют зоны переохлаждения.
- они эффективно работают в помещениях как со стандартными, так и с высокими потолками до 3,8 м
- не требуют подвесного потолка
- экономят место на стене
Минусы системы:
- высота потолка помещения должна быть не менее 3 метров
- кондиционер не подает свежий воздух в помещение
Наш специалист предложит такую систему кондиционирования, которая будет соответствовать всем климатическим требованиям и не нарушит дизайн магазина.
Определяемся с ценой на кондиционер для магазина
Теперь расскажем о ценовых диапазонах кондиционеров для магазина. Можно условно разделить на три класса.
- Бюджетный класс – это кондиционер в магазин, цена которого будет примерно 15-25 тысяч.
- Средний класс, где кондиционер стоит от 25 до 40 тысяч.
- Элитный класс, где стоимость кондиционеров начинается от 40-45 тысяч рублей.
Эти цены только за само оборудование, без учета его монтажа. Однако главное, на что нужно обратить внимание, это:
- количество фильтрационных систем;
- функциональность кондиционера;
- шумность;
- эстетичность;
- страна сборки (хотя тут не все однозначно, даже Айфоны собирают в Китае);
- качество крепления.
При этом также необходимо понимать, что кондиционеры внутри одной серии имеют разную мощность. Таким образом, устройство, рассчитанное на 20 кв. м. будет дешевле, чем кондиционер для охлаждения площади в 50 кв. м. Чтобы понять, какой мощности кондиционер в магазине, нужно обратить внимание на цифры в его названии.
Что лучше: инверторные или неинверторные кондиционеры для магазина
Скажем сразу: инверторные кондиционеры лучше. Однако многие слишком сильно превозносят плюсы инверторного кондиционера.
Как работает простой, не инверторный кондиционер? Вы задаете ему пультом температуру в 16 градусов, но фреон в комнату приходит достигший всего лишь 8-12 градусов. Чтобы получилось в итоге 16, каждый внутренний блок оснащен датчиком тепла, который сообщает наружному блоку, когда тому отключиться. Выглядит это так: внутренний блок открывает отверстия для поступления воздуха, но сам воздух через них не идет. Спустя какое-то время, примерно 5-10 минут, внутренний блок начинает работать и поставлять охлажденный воздух в помещение. Другими словами, не инверторный кондиционер работает с определенным интервалом.
Такая работа кондиционера для магазина не лишена минусов:
- кондиционер шумит при запуске, а так как пуски идут постоянно, то в помещение всегда шумно;
- при пуске любого оборудования оно испытывает высокие нагрузки, а так как не инверторные кондиционеры часто включаются, то их срок службы не такой высокий;
- следствие из предыдущего пункта – высокое потребление электричества;
- слабая точность заданной температуры – не более 2-3 градусов;
- при включении воздух из кондиционера идет с максимальной скоростью, таким образом, в помещениях магазина всегда будет сквозняк.
Инверторный кондиционер лишен этих недостатков. Принцип его работы (который был открыт в 1981 году) заключается в следующем: хладагент поступает все с той же температурой в 8-12 градусов и внутренний блок так же имеет тепловой датчик, но внешний блок может не только включаться и выключаться, но и регулировать скорость вентилятора. Таким образом, фреона производится достаточное количество, но поступает он не равномерными «порциями» в помещение магазина, а ровно такими, сколько нужно для поддержания заданной температуры. Соответственно, такой кондиционер будет дороже обычного примерно на 30%.
Таким образом:
- за 15-25 тысяч вы можете получить хороший не инверторный кондиционер;
- за 25-40 тысяч можно получить хороший инверторный кондиционер;
- свыше 40 тысяч просят за хорошие инверторные кондиционеры, которые имеют очень большую функциональность, как необходимую магазину, так и те функции, без которых можно прожить.
Кондиционирование бутика
На большинстве зданий торговых центров установлена холодильная машина (чилер), а непосредственно в помещение бутика проведены каналы. Их устанавливают на этапе ремонта. Чаще всего устанавливают канальные фанкойлы, которые монтируются в подпотолочное пространство.
Воздуховоды разводятся над помещением. Они врезаются в подвесной потолок в точках монтажа вентиляционных решеток. Воздуховоды для притока и вытяжки тоже размещаются в межпотолочном пространстве.
Микроклимат небольших торговых залов
Система кондиционирования в магазине продуктов выбирается с учетом множества условий – числа холодильников, объема помещения, количества сотрудников, посещаемости и пр. Поскольку основная масса скоропортящихся продуктов помещена в холодильные установки и морозильные камеры, подбирать кондиционеры не получится по стандартным характеристикам. Важно учесть тепловыделение каждого холодильного аппарата.
Вентиляция магазина промышленных товаров обеспечивает минимально необходимую единоразовую вытяжку воздушных масс из торгового помещения. Это означает, что система за один час должна выбросить на улицу объем воздуха, который содержится в зале.
Мощность системы для магазинов промышленных товаров рассчитывают исходя из максимального числа посетителей, площади помещения, размещения окон, тепловыделения приборов и других факторов.
Кондиционирование и вентиляция многофункциональных ТЦ
Основным принципиальным отличием многофункциональных торговых центров является множество помещений разного назначения и объема. В таких зданиях не получится использовать совмещенную систему вентилирования и кондиционирования.
Классическая система для многофункциональных ТЦ – приточная вентиляция, оборудованная секцией охлаждения. Воздух подается во все помещения в соответствии с санитарными нормами. Секция охлаждения не позволяет горячему воздуху с улицы проникать в помещение. Через вытяжку удаляется воздух из санузлов, кухонь и помещений арендаторов.
Для кондиционирования многофункциональных ТЦ применяются чиллер-фанкойлы. Чиллер подготавливает холодную воду и транспортирует ее к фанкойлам по трубам. Последние повышают температуру жидкости до заданной в каждом помещении.
На этапе строительства современных многофункциональных ТЦ монтируют только основное оборудование и прокладывают магистральные сети коммуникаций. Арендаторы устанавливают в своих помещениях воздуховоды и решетки, фанкойлы и пр.
Для кондиционирования небольших торговых помещений ТЦ арендаторам предоставляются точки подключения к холодной воде.