Кондиционирование школы
- Требования законодательства
- Создаем условия для обучающихся исполняем требования СанПиНов
- Преимущества использования кондиционера для образовательных учреждений
- Какой кондиционер выбрать?
- Расчет кондиционирования в школах
Система кондиционирования давно перестала быть роскошью и является неотъемлемой частью повседневной жизни. Контроль микроклимата осуществляется везде: от крупных промышленных комплексов до частных домов и квартир. Особенно тщательно подходят к вопросу подбора кондиционера в школах, детских садах и высших учебных заведениях.
Долгое время ведутся споры о пользе и вреде системы кондиционирования для детского здоровья. Дети проводят большую часть времени в кабинете или аудитории. Поэтому комфорт для них очень важен. При этом многие родители высказывают опасения по поводу возможности возникновения сквозняков. Нужно отметить, что данное беспокойство беспочвенно, так как при правильном использовании кондиционера возможность простудных заболеваний практически исключена.
"ИНТЕХ-Климат" готова реализовать профессиональные решения по климатическому и другому инженерному оборудованию. Выполним полный цикл работ "под ключ": проектирование, подбор, поставка, монтаж и обслуживание.
Звоните сейчас:
Продажа кондиционеров для школы и их монтаж – это ответственная работа, которая подразумевает наличие опыта и знаний. Во-первых необходимо правильно рассчитать мощность, продумать как и куда они будут устанавливаться для того чтобы учащиеся их не замечали и в то же время ощущали комфорт и приятную прохладу, а не мерзли.
Некоторые родители являются противниками кондиционирования в школах, поскольку уверены, что детям это ни к чему и может привести лишь к болезням. На самом деле врачи давно советуют обеспечить детей в учебных заведениях системами кондиционирования, поскольку для нормального учебного процесса, комфорта и хорошего настроения дети должны находиться в помещении, в котором температура не превышает 24 °С. А как можно контролировать температуру, если класс находится на солнечной стороне? Только с помощью кондиционера.
Требования законодательства
Заботиться о вентиляции и кондиционировании нужно не только ради обучающихся (воспитанников, школьников, студентов, учащихся и т.д.), как предписывают СанПиНы, но также и ради работников образовательного учреждения во исполнение требований трудового законодательства. Рассмотрим эти требования поподробнее.
Создаем условия для обучающихся: исполняем требования СанПиНов
Требования к температурному режиму, отоплению и вентиляции в образовательных учреждениях регламентируются целым рядом Санитарных правил и норм (СанПиН) в зависимости от вида учреждения. Общим является то, что в любом случае предусматривать отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в учреждениях нужно исходя из требований, предъявляемых к общественным зданиям и сооружениям.
Так, в дошкольных организациях должны соблюдаться требования СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91). В частности, в Приложении 3 приводятся конкретные значения температуры воздуха и кратности обмена воздуха различных помещений дошкольного учреждения. В большинстве помещений температура воздуха, в том числе и в летнее время, не должна превышать 23 - 24 градусов.
В общеобразовательных учреждениях нужно руководствоваться нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189). В этом документе тоже содержатся аналогичные требования. Так, согласно п. 6.2 температура воздуха в зависимости от климатических условий:
- в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24°C;
- в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20°C;
- в спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24°C;
- в медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22°C, душевых - 25°C.
Более того, в соответствии с п. 6.11 для ряда помещений предписывается предусматривать отдельные системы вытяжной вентиляции - в частности, для учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, столярных и слесарных мастерских. Причем в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты, должна быть оборудована механическая вытяжная вентиляция.
Требования для учреждений начального профессионального образования установлены в СанПиН 2.4.3.1186-03 "Учреждения начального профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2003 N 2). Температура воздуха в учебных кабинетах и лабораториях не должна превышать 20°C при обычном остеклении и 21°C при ленточном остеклении, в учебных мастерских и спортзале - не выше 17°C и так далее. По общему правилу удаление воздуха из классов и кабинетов проводится через систему вытяжной вентиляции с естественным побуждением.
Однако для учебных кабинетов, лабораторий, актовых залов, бассейнов, столовой, медпункта, гардеробной, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря должна быть предусмотрена механическая вытяжная вентиляция.
Более того, к примеру, в лабораториях, учебно-производственных мастерских, рабочих местах на предприятиях, где проводится обучение, у станков и механизмов, работа на которых связана с выделением вредных веществ, пыли, повышенного тепла, требуется оборудовать как общую, так и местную механическую вентиляцию. Величины показателей микроклимата в производственных помещениях, где проходят практику обучающиеся, не должны превышать допустимых параметров в соответствии с гигиеническими требованиями к воздуху рабочей зоны. При наличии теплового облучения температура воздуха на рабочих местах обучающихся не должна превышать параметров оптимальных значений для теплого периода года.
Особые требования к воздушно-тепловому режиму учреждений дополнительного образования (детских внешкольных учреждений) установлены в СанПиН 2.4.4.1251-03 "Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 27). В этом документе также расписаны требования к температуре воздуха в различных помещениях в зависимости от климатических районов, и вновь "оптимум" установлен на уровне 20 - 21 градусов. Согласно п. 7.4 воздухообмен в основных помещениях учреждений дополнительного образования должен соответствовать строительным нормам и правилам. Эти требования приведены справочно в Приложении 6, и там же предлагаются возможные варианты систем вентиляции (естественная, общеобменная механическая и т.д.).
Отдельные нормы прописаны для оздоровительных учреждений - СанПиН 2.4.4.1204-03 "Гигиена детей и подростков. Оздоровительные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.03.2003 N 20.
Преимущества использования кондиционера для образовательных учреждений
Правильно подобранный кондиционер для школы, детского сада или ВУЗа оказывает благотворное влияние на учебный процесс. Помимо этого система обладает целым рядом преимуществ:
- Комфортный микроклимат в помещении. Классы в учебных заведениях или группы в детских садах предполагают одновременное нахождение большого количества людей в ограниченном пространстве. Очень быстро в таких условиях становится душно, особенно это касается регионов, где преобладает жаркий климат. Система кондиционирования обеспечит надлежащий уровень комфорта.
- Более качественный процесс обучения. В прохладном помещении мозг работает продуктивнее, получаемая информация усваивается лучше. Если в аудитории жарко, организм переключается с учебного процесса на попытки охладить тело человека.
- Дополнительные функции. Система кондиционирования помимо охлаждения может осуществлять обогрев помещений. Эта опция позволяет использовать кондиционер зимой. Также определенные модели обладают возможностью фильтрации, ионизации, подмеса свежего воздуха.
- Повышение качества работы персонала. В классе, оборудованном охлаждающей установкой, можно проводить самые сложные занятия даже в очень жаркий сезон, что невозможно без кондиционера.
Какой кондиционер выбрать?
Подбор охлаждающей машины осуществляют в зависимости от планировки здания, требуемой мощности и необходимого набора функций. По типу внутреннего блока кондиционеры бывают:
- Кассетные – это установки, которые монтируют в пространство между подвесным и строительным потолком. Размер модуля соответствует потолочной ячейке. Оснащается вращающимися жалюзи, которые можно регулировать, чтобы установить направление потока воздуха.
- Канальные. Устанавливаются в пространство между потолками или в фальшстене. Могут применяться для охлаждения или обогрева. Существуют модели с функцией подмеса свежего воздуха.
- Консольные. Это блоки, которые монтируются на полу возле стены или под потолком. Удобны, если нужно обслуживать помещение с низкими потолками. Могут работать на обогрев или на охлаждение.
- Настенные. Устанавливаются на стене. Оснащены качающимися жалюзи для регулировки направления воздуха. Подходят для небольших аудиторий и классов.
В зависимости от типа внешнего блока холодильные системы делятся на:
- Чиллер-фанкойл. Мощная установка, внешний блок которой монтируется вне здания. К одному внешнему блоку присоединяется несколько внутренних. Возможно создавать большие сети для обслуживания множества помещений. В качестве хладагента применяется вода, что обеспечивает высокую экологичность и безопасность для здоровья человека в случае утечки.
- VRF или мультизональная система. Работает так же, как и чиллер-фанкойл, но имеет ограничения по длине трассы и количеству внутренних блоков. Холодильный агент – фреон.
- Сплит-система – это бытовые системы кондиционирования большой мощности. Внешний блок размещается на стене здания и может быть подключен только к одному внутреннему модулю. Хороша в качестве кондиционера для небольшого частного детского сада. Для больших зданий более уместно использовать первые два варианта.
Расчет кондиционирования в школах
Следует понимать, что большинство школ, как правило, находятся в городе. Рядом всегда располагаются дороги, автомагистрали и загазованные парковки. Именно поэтому, окна в школах предпочитают закрывать. Если на улице зима или осень, то окна также оставляют закрытыми чтобы избежать сквозняков. Воздух в кабинете ведет себя приблизительно так (рост углекислого газа):
Существуют достаточно мощные и эффективные установки, обеспечивающие приток воздуха, они способны подавать 1-2 тысячи кубометров воздуха в час, тем самым (если вспомнить норматив о кол-ве воздуха на 1 ученика), вентиляция способна гарантировать качественный воздухообмен для сотни человек. Для одного учебного класса такие параметры оказываются слишком большими, но установить такую вентиляционную систему на целое крыло школы будет вполне рациональным. После этого, линии воздуховодов можно распределять между классами, тем самым обеспечивая учащихся свежим воздухом.
Есть также еще один достаточно несложный и доступный способ налаживать обмен воздуха в учебном заведении. Речь о компактных приточных вентиляциях, которые в народе называют «приточками». Они способны снабжать воздухом не крылья, этажи и комплексы здания, а отдельные классы и кабинеты. При помощи вентиляторов, данные устройства нагнетают в классы воздух. Фильтры, которыми обладают установки, способны очищать воздух от пыли, бактерий и вредного газа. Если такую систему установить снизу, над самым полом, то получится полноценная система вытесняющего вентилирования.